‡ Тёмная Романтика Северной Столицы ‡

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Ночь.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

НОЧЬ

Ночь тихо вошла в город. Все уже давно спали, улицы были пусты, горели фонари, тишина и покой дружили с ночью. Но мне не спалось, я ходил в тишине, по городу, укрытому ночью своим черным бархатным покрывалом и что-то искал. Что? Ответы на мои бесконечные вопросы, на которые никто из людей не мог мне ответить, а если кто и пытался дать ответ, то их ответы меня не удовлетворяли.

* * *

Ночь. Она приходит снова и снова. Для кого-то она желанная гостья, для кого-то нет; кому-то она дает все свое богатство, от кого-то забирает; кому-то она приносит гармонию, кому-то страдание; кому-то рождение, кому-то смерть; кому-то сон, кому-то бессонницу.
Вот и сейчас, в мою комнату вошла Ночь, с ней была ее лучшая подруга - Тишина. Ночь подарила мне чарующую алую розу и наклонившись ко мне, прошептала: "Послушай мою лучшую подругу, Тишину, она может много тебе рассказать". И я слушал Тишину, которая говорила мне о великой силе любви.

* * *

Однажды, после очень удачного дня, (я наконец закончил свой новый рассказ), мне не спалось. И моей собеседницей была сама Ночь. Она и поведала мне эту занимательную историю.
- Устраивайся поудобнее, - сказала Ночь, - я хочу рассказать тебе одну историю, которую мне довелось видеть очень давно.
У одного богатого господина было много детей, которых он очень любил, сыновья и дочери отвечали ему взаимностью и с удовольствием служили своему отцу. И вот настал день, когда господин захотел испытать одного из своих любимых сыновей, который был особенно дорог его сердцу. Он пригласил его в свои палаты, усадил с собой за трапезу; когда же трапеза была завершена, отец попросил Адеодада сделать то, что тот обычно никогда не делал, а выполнял это кто-то из других его сыновей. Сын, выслушав своего отца, огорчился, потому что за много лет своей жизни в отчем доме привык выполнять только одну работу, которую дал ему отец, когда он вернулся из города, где он в университете изучал разные науки и ему казалось, что он не справится со своей новой работой. Адеодад осмелился высказать свои сомнения отцу.
"Я буду помогать тебе в первые дни, пока ты не освоишь эту работу", - сказал отец.
Но сыну не хотелось осваивать работу, которую он вовсе не знал и конечно же у него не лежало к ней сердце.
"Отец, - обратился сын, - я уже много лет служу у тебя, отлично выполняю свою работу. Разве ты не доволен?"
"Я очень тобой доволен, - сказал отец, - ты очень хорошо справляешься со своей работой, поэтому и прошу тебя принять эту новую работу, так как из старой ты уже вырос".
Но Адеодаду не хотелось начинать что-то новое, он боялся всякой новизны, потому что слишком привык к старому. И сын отверг предложение своего отца. А так как слуга думал, что отец не простит ему этот отказ, то решил уйти из своего дома.
"Что ж, друг мой, - огорчился отец. - Мне очень жаль, что ты уходишь от нас. Я и все твои братья и сестры - любим тебя. Пожалуйста, останься с нами".
Но Адеодад был не преклонен.
"Хорошо, - сказал отец, - я уважаю твой выбор и отпускаю тебя. Чтобы ты мог жить в мире, я даю тебе несколько талантов и твою сестру, Фаину, которая любит тебя, она будет заботиться о тебе. И если тебе станет очень трудно, приходи ко мне, я всегда буду ждать тебя и дам тебе утешение".
Сын ничего не ответил своему отцу, ушел, взяв с собой таланты и Фаину.
Когда они спустились в долину, ибо дом господина стоял на высокой горе, Адеодад стал растрачивать свои таланты на всевозможные развлечения и ему ужасно надоедала Фаина, которая пыталась остановить его от этих развлечений, напоминала ему об отце, говорила, что нельзя так легкомысленно растрачивать таланты. Но он не внимал ей, гнал ее, убегал от нее и все время, куда бы он ни убегал, вновь встречал ее. Тогда он стал придаваться более изощренным развлечениям и на какое-то время ему удавалось избавиться от нее, но потом она приходила снова и снова. Для него это было уже невыносимо. И вот когда он шел по широкой дороге, которая вела его к прекрасному замку, сулившему ему власть, богатство, развлечения, она снова заговорила с ним:
"Адеодад, брат мой, я очень прошу тебя, пойдем в дом отца, он ждет тебя, он любит тебя, он простит тебя".
"Все, что ты говоришь, Фаина, – это легкое дуновение ветра, - возмутился он, - а мне нужно что-то конкретное. Вон там, смотри, прекрасный замок, на воротах которого написано: "власть, богатство, развлечения". Вот, что мне нужно, а то, о чем ты говоришь - это иллюзия. Да и ты меня не устраиваешь, я, наконец, избавлюсь от тебя одним своим приказом, ведь у меня будет великая власть, и тебя вышвырнут, как самую последнюю тварь".
"Мне жаль тебя, - сказала она, - остановись, протри глаза свои и ты увидишь, что замок - это иллюзия, созданная тобой. Ты думаешь, что ты можешь выкинуть меня и все твое прошлое из своей жизни? Нет, Адеодад, я всегда буду с тобой, всегда буду раскрывать тебе глаза на твои пороки, нечестивые поступки, самообман, даже если тебе это и не нравится".
Он остановился, она провела своей рукой по его глазам, сняв с его очей пелену иллюзии, в следующее мгновение, вместо великолепного замка, он увидел останки какой-то маленькой хижины, откуда доносился удушающий запах гнили, а вместо ярких одежд, у него оказались жалкие лохмотья и только она была с ним рядом. Она сняла с себя свой плащ и укрыла им его наготу, просвечивающуюся сквозь дыры его одежды.
"Пойдем в дом отца нашего, только там можно найти утешение, - сказала Фаина.
«Отведи меня домой, - попросил он. - Быть может, отец простит меня и позволит мне жить в его доме, и выполнять хотя бы самую черную работу?"
Они пошли к горе, на которой стоял дом их отца. Когда они подходили к дому, отец вышел к ним навстречу.
"Отец, прости, меня", - попросил сын.
Отец с любовью обнял своего сына и повел его в свой дом, где одел его в самые лучшие одежды, а потом устроил грандиозный пир в честь своего вернувшегося Адеодада.
Такая вот история произошла с этим Адеодадом, - заключила Ночь. - А сейчас, я покидаю тебя до следующего раза. Спи спокойно.

* * *

- Здравствуй, Ночь, - сказал я, когда снова настало ее время. - Я ждал тебя, я не ложился спать.
- Спасибо, - улыбнулась Ночь, - как хорошо, когда меня кто-то ждет. Обычно, когда я прихожу, почти все люди спят, а те, кто не спит, так заняты своими проблемами или неотложными делами, что не хотят и замечать меня. И я им помогаю, даже если они и думают, что им не нужна поддержка, даже если они и не замечают моей помощи, но зато, потом, сколько у меня радости, когда видишь, что удалось им хоть чем-нибудь помочь, не требуя при этом никакой благодарности. Правда, есть люди, которые используют мой черный покров для своих неблагочестивых дел и мне очень больно от этого. Ну ладно, об этом поговорим в следующий раз, а сейчас я хочу рассказать тебе еще одну историю, которую я, так же, видела очень и очень давно.
Она утопила себя в мягком черном кожаном кресле, стоявшем возле моего письменного стола, поправила складки своего великолепного черного платья и, с минуту подумав, Ночь начала:
- У одного господина было трое слуг...
- Ты рассказываешь про одного и того же господина? – спросил я.
- Нет, про другого, - не перебивай, - рассердилась она. - Так вот, у него было трое слуг, которых он очень любил и они верно служили ему. И вот, в один прекрасный день, господин решил всем троим сделать подарки. Только, я сейчас не припомню, что это были за дары.
- Должно быть, это было что-то очень необходимое для них?
- Да, именно так. Но вот, как они эти дары использовали, в этом вся соль...
- Подожди с выводами, лучше расскажи про каждого из слуг. Так что же случилось с первым слугой?
- Первый слуга, получив свой дар, конечно, очень обрадовался, однако, использовав его какое-то время, выбросил его на улицу, потому что дар ему надоел, а там выброшенный дар нашел нищий, он очень обрадовался этому и стал его использовать по назначению; но спустя некоторое время этот слуга стал испытывать какой-то недостаток. Он попросил господина дать ему еще дар, господин дал, но со вторым подарком произошло то же, что и с первым, и опять то же чувство недостаточности и та же просьба. Господин дал ему и в третий раз. Слуга же, попользовавшись третьим даром некоторое время, положил его в чулан, так как вновь ему надоело пользоваться, данным господином. Но когда этот слуга вспомнил о своем даре и заглянул в чулан, то увидел жалкое подобие своего дара, на половину прогнившее, покрытое плесенью и ржавчиной. Естественно, было выброшено и это. Опять этому слуге что-то недостает, снова та же просьба о новом даре, но господин не дал ему больше ничего.
Второй слуга, когда получил свой дар, поблагодарил своего господина, пошел и поставил свой дар на самое видное место в своей комнате; приглашал своих друзей, показывал им свой дар, говорил о благости своего господина, но в один прекрасный день, придя домой, слуга не обнаружил своего дара: его похитили друзья слуги, ибо завидовали ему.
Третий слуга, когда получил свой дар, сначала не понял, зачем господин дал ему этот дар, так как думал, что он ни в чем не нуждается, пошел и спросил господина о предназначении своего дара. Господин объяснил ему все. И слуга стал использовать свой дар по назначению, прославляя благость своего господина.
Ну вот, я рассказала тебе вторую историю, - сказала Ночь, - а сейчас тебе надо отдохнуть. Желаю тебе счастья, пока.

* * *

- Что ты писал сегодня днем? - спросила Ночь, войдя в мою комнату.
- Рассказ, - ответил я. - Вот, возьми, прочитай.
- Посмотрим, что ты сотворил. Как же он называется, тут нет никакого названия:
- Пусть будет без названия.
- Хорошо. Итак, я читаю?
- Да, читай.
- Она сидела за столом, листала альбом с репродукциями Мане. Она переворачивала страницы нехотя, от нечего делать, но ее привлекла "Молодая женщина среди цветов". "Может быть, Мане хотел увековечить красоту этой женщины, этих цветов, - подумала она, - и ему это удалось. Но в жизни все не так. Приходит осень и цветы вянут, приходит старость и женщина теряет свою красоту, а потом, все это обращается в небытие". Ей вскоре надоело это занятие, она нажала кнопку «play» на своей магнитоле «Philips», и из нее полились звуки песни «Ocean» группы «Gorky Park», потом встала, подошла к открытому окну, посмотрела на бескрайнее море, которое на горизонте сливалось с таким же голубым бесконечным небом и ей стало невыносимо скучно от такой однообразной беспредельности. Она вспомнила, что когда-то в детстве, она любила часами сидеть в своей комнате перед открытым окном и смотреть на море, тогда она забывала обо всем, но сейчас, это уже давно ушло в прошлое.
Она не знала, куда себя деть, не знала, что ей хотеть, вроде бы у нее почти все было и все-таки, она что-то еще хотела. Но что? Она не могла понять. Она пыталась что-нибудь читать, но чтение как-то не шло; хотела что-то написать, но не было слов; хотела что-то изобразить, но как только она взяла карандаш, почувствовала, что у нее нет никаких образов. Что же было это "что-то"? Она не знала.
Она пошла в другую комнату, смотрела на висевшие на стене и стоявшие на полу картины, которые она сама писала. Что на них было? Натюрморты, портреты разных людей, но в основном небо и море. Она любила изображать море и небо, она писала их в разное время года, в разную погоду, в разное время суток, но потом, когда море поглотило тело ее возлюбленного, а небо забрало его душу, она потеряла всякий интерес к этим стихиям, может быть, даже и к жизни. Поэтому, когда она всматривалась в свои картины и пыталась найти в них это "что-то", они только тревожили ее не совсем еще зажившую рану и внушали ей отвращение. Она быстро покинула эту комнату, вернулась к тому же открытому окну и замерла в ожидании чего-то и только легкий ветерок трогал занавески, ее длинное красное платье, пышные каштановые волосы. Чего она ждала? Она ждала это "что-то", вернее, пыталась ждать. Она не знала, что это было, она не знала, почему нельзя было это "что-то" ни описать, ни изобразить, ни объять мыслью. А может быть, можно его найти? Потому что она чувствовала его присутствия в этом мире, но не знала, где искать это "что-то".
Она понимала, что это "что-то" такое всеобъемлющее, всезнающее, вселюбящее, оно находится везде и вместе с тем где-то в ней самой, где-то в потаенных уголках ее сердца и это "что-то" там было такое, очень маленькое и чуть слышно стучало в ее сердце. И она открыла потайные двери, впустила это "что-то" в горницу своего сердца и доверилась ему. В следующий миг какой-то неземной свет залил ее сердце, она почувствовала, что ее сердце становится больше и больше, оно становится бесконечно большим. Она чувствовала великую силу любви к тому, что она впустила в свое сердце, к людям, к себе, к каждой частичке этого земного мира. У нее открылись какие-то новые глаза и уши, которые видели и слышали как-то иначе, чем прежние – дальше и яснее. И все в ней было ново, в этом свете любви и истины.
Я поняла, что это такое "что-то", - сказала Ночь. – Мне понравился этот рассказ, я хотела бы, чтобы ты написал еще что-нибудь.
- Хорошо, я постараюсь, - пообещал я.
- Ладно, мне пора, - сказала Ночь. – Я приду к тебе, пока.

* * *

- Ночь, я сегодня днем написал две истории, - сказал я, когда Ночь снова сидела в мягком кожаном кресле, напротив моего письменного стола.
- Я поражаюсь твоей работоспособностью, - изумилась Ночь.
- Спасибо, - поблагодарил я и протянул ей свою рукопись. – Вот, возьми, прочитай.
- Итак, я читаю?
- Да.
- Осень проходила мимо одиноко растущего Розового Куста и услышала:
«Осень, остановись, - попросил Розовый Куст, - поговори со мной».
«Хорошо», - согласилась Осень.
«Скажи, Осень, почему время так неумолимо движется? И все время происходит одно и то же. Смотри, после тебя придет Зима, я буду абсолютно нагим, и каждый день буду дрожать от холода, потом приходит Весна, которая одевает меня в зеленый сарафан, Лето украшает меня прекрасными цветами и, наконец, ты, Осень, снимаешь с меня мой удобный сарафан и так оставляешь меня на произвол всем холодным ветрам и Зиме. И так из года в год. Почему? Не скучно ли? Тебе, самой-то, Осень, не надоело ли все это? Сколько можно терпеть этот неумолимый поток времени, сколько еще он будет продолжаться?»
«Скажи мне, чего же ты хочешь, если тебя не устраивает весь этот порядок? Ведь, наверняка, если этот порядок существует, значит, он был кем-то установлен для всеобщего блага, иначе в мире был бы хаос. А нравится мне это или нет, это не моя проблема. Мое дело не задавать лишних вопросов, а свято исполнять этот закон, потому что я не могу его изменить, так как это не в моей власти».
«Но я хотел бы, чтобы всегда стояло Лето, ведь оно такое теплое, ласковое, украшает меня чарующими цветами. И мне нравится доставлять людям удовольствие своим цветением и благоуханием. А потом, все уходит, и я остаюсь без одежды и тепла, превращаясь в обычный терновый куст. И все потому, что кто-то установил этот закон. Почему? Я хотел бы, что-нибудь изменить в этом мире»…
«Мне жаль тебя, - сказала Осень. – Я ничем помочь тебе не могу».
И Осень отошла от Розового Куста, она ушла к тем, кто вместе с ней радовался жизни.
Это была первая история, - сказала Ночь, - сейчас будем читать вторую…
У одной молодой прекрасной женщины был небольшой красивый дом, а вокруг него, как полагается, рос самый прекрасный сад во всей округе. Были там и удивительные цветы, благоуханье которых ощущалось даже в соседнем городе, и плодовые деревья, плоды которых славились во всей округе своим вкусом и ароматом, джунгли кустарника и множество других растений. И вот, в один прекрасный день, Нарцисс повел такую речь:
«Все вы, уважаемые мои, говорите, что все мы хороши и красивы и наша очаровательная хозяйка всех нас одинаково любит и ценит. Я же спешу заверить вас, что это вовсе не так, потому что кого-то она любит больше, кого-то меньше, но меня она любит больше всех вас вместе взятых, ибо по красоте и величию вряд ли кто может со мной сравнится. Ведь не даром боги Олимпа сделали меня самым красивым цветком»…
«Какой вздор! – возмутился Боярышник. – Афродита наказала тебя за бедную Эхо, которая так любила тебя, что иссохла от своей безответной любви. Как мне жаль бедную Эхо! Но зато мои цветы греки почитали, как символ любви и всегда влюбленные украшали свои кудрявые головы моими цветами. Ах, какие были времена»!
«Друзья мои, к чему все эти воспоминания старины дремучей? - вмешалась Сирень. - Поверьте мне, все вы очень хороши собой... Но разве наша прекрасная хозяйка не восхищается ароматом моих цветов и разве не срезает мои ветки, ставя их в свои самые лучшие вазы, чтобы мой сказочный аромат денно и нощно наполнял ее покои? Что вы на это скажете, а?»
«И все-таки никто не сможет сравняться со мной красотой и величием», - твердил свое Нарцисс.
Долго же они еще спорили, в спор вмешались и другие растения, каждый хвалил и возвеличивал себя; только одна Роза прочему-то молчала. Может быть, она не знала о своей красоте, может, ей и вовсе не нравился этот спор, а может, она о чем-то тихо размышляла сама с собою и не слышала того, о чем говорили другие. Так или иначе, но никто не знал бы чем закончился этот спор, если бы из дома не вышла женщина. И все растения замерли в ожидании, кого же она выберет, кому она отдаст свое предпочтенье. Она подошла к Розе, аккуратно срезала ее и унесла в дом. Там женщина поставила цветок в самую лучшую хрустальную вазу и Роза долго еще радовала свою очаровательную хозяйку своим благоуханием.
Не знаю, что тебе сказать, - обратилась ко мне Ночь, - но это было что-то. Впрочем, я скажу тебе свое мнение в следующий раз, а пока, я хотела бы поразмышлять над твоими сказками. Прощай, до следующего раза.

* * *

- Ночь, я написал еще одну историю про некоего мастера, жившего в том же городе, где живет наша старая знакомая, молодая прекрасная женщина, - сказал я, когда Ночь вновь была в моей комнате.
- Да? Я вся сгораю от любопытства, давай ее прочитаем.
- Да-да, читай, - и я протянул ей свою рукопись.
- В том же городе, где произошел тот знаменитый спор растений, жил некий мастер, который изготавливал для людей красивые маски для того, чтобы, если кто, конечно же, хотел скрыть, как он считал, свои не совсем прекрасные черты лица. И его мастерство пользовалось большим успехом, он даже нажил на своем деле очень большое состояние, поскольку людей, считавших свое лицо некрасивым, было достаточно много.
Но вот, в один осенний вечер, кода на улице стояла ненастная погода. И настроение большинства людей в городе в предвестии зимы было таким же пасмурным, как и этот вечер, в лавку к мастеру зашла молодая женщина, вся завернутая в черный, плащ и на голове у нее был капюшон, закрывавший ее лицо, но все же промокшая и продрогшая от сильного дождя и ветра. Мастер, сидевший за работой, удивился такому позднему визиту.
"Что же привело вас ко мне в такой поздний час?" - спросил мастер.
"Мне нужна самая красивая маска, которую вы когда-либо сотворили", - попросила женщина.
"Но эта маска в единственном своем роде и очень дорого стоит", - объявил мастер.
"Я согласна на любую цену", - сказала женщина.
"Ну что ж, хорошо", - согласился мастер. Он вышел в соседнюю комнату, где хранились в закрытых больших шкафах все маски, которые он когда-либо создал, но вот тот самый его шедевр, создававшийся им на протяжении нескольких лет, хранился в особом сундучке. Но где он стоял, мастер подзабыл, и поэтому прошло достаточно много времени, прежде чем он снова появился перед женщиной с сундучком в руках. - "Прошу прощения, что я вас задерживаю, не мог никак найти то, что вам нужно. Но вот ваша маска..." - и мастер хотел было уже открыть крышку сундучка, но она не поддалась, потому что была закрыта на замок. Мастер снова оставил свою посетительницу одну, не сказав ей ни слова, отправившись на поиски ключа от этого замка. Он рылся во всех ящиках столов, шкафов, заглядывал во все углы, во все "ущелья" своего дома, но нигде не было того ключа, который подходил бы к этому замку. После таких долгих и безуспешных поисков, надежда покинула мастера, и он остановился, чтобы отдохнуть и подумать, что же делать ему с этим замком. Либо взломать замок, что было очень опасно, так как сундучку было сотню с лишним лет и любое усилие сломать замок привело бы не только к порче самого замка, но и сундучка, ибо механизм был тесно связан с корпусом, и при первой же поломки замка сундучок просто рассыпался бы на множество мелких частей, а рассыпавшись, он мог бы повредить многолетний труд мастера; либо сходить к кузнецу, чтобы он выковал ключ для этого замка, но на это потребовалось бы много времени, потому что работа требовала особой кропотливости и тонкости, да и вряд ли это было возможно сейчас, в такой поздний час. Но ему не хотелось разочаровывать женщину, которая до сих пор стоит в его лавке и ждет свою единственную маску, за которую она должна заплатить, может быть, все свое состояние. "Но почему она так безумна, - подумал мастер, - хотел бы я взглянуть на ее лицо". И думая обо всем этом, он как-то машинально сунул руку в карман своего рабочего халата, и пальцы его коснулись чего-то металлического, он вытащил это из кармана и к великой своей радости обнаружил, что это тот самый ключ, который он так долго искал. Радостный мастер вернулся к одиноко ожидавшей его женщине и объявил:
"Наконец вы получите свою маску! Я прошу прощения за мою рассеянность и благодарен вам за ваше снисхождение ко мне".
"Скажите, мастер, - обратилась посетительница, - пока вы тут бегали по всему дому и искали сначала сундучок, потом ключ от него, я стояла здесь и размышляла: почему же все-таки все то, что человек так страстно желает, оказывается для него вовсе недостижимым, или нужно, чтобы прошло много времени, прежде чем он это получит? Я этого никак не могу понять. Может, вы мне это объясните?"
"Я извиняюсь, что дал повод для такого размышления и вполне вас понимаю, но никак не могу разъяснить заданный вами вопрос, потому что не думал над данной проблемой", - ответил мастер.
"А я-то думала... - она запнулась. - Впрочем, я хотела бы взглянуть на маску... Вы откроете, наконец, этот сундучок, если, конечно, у вас в руках ключ от него?"
"Да-да, пожалуйста, - спохватился мастер и открыл сундучок. Он аккуратно вытащил маску, завернутую в бумагу, развернул и... она ахнула, когда увидела маску, она была поражена ее совершенством... - Позвольте, я помогу вам ее надеть", - обратился к ней мастер.
"Нет-нет, ни в коем случае, - запротестовала она, - я не хотела бы показывать вам свое лицо, извините. Сколько я вам должна?"
"Ничего", - ответил мастер.
"Как! - удивилась женщина. - Вы же не один год над ней работали, а может быть, больше, чем десяток лет. И такое совершенство отдается за просто так?! Вы сумасшедший!"
"Но если я вам назвал бы цену этого шедевра, - возразил мастер, - вы не меньше посчитали бы меня сумасшедшим".
"Но у меня есть деньги", - не отступалась женщина.
"Оставьте их себе, - мягко сказал мастер. - Я благодарен вам за ваше понимание и вашу щедрость и заботу, но поверьте мне, я не нуждаюсь в ваших деньгах и ни за что их у вас не возьму".
"Не знаю, как вас отблагодарить за вашу щедрость!"
"Не стоит благодарности. Позвольте только зайти к вам через три дня, чтобы посмотреть, как села маска на ваше лицо?"
"Да-да, конечно приходите. Мой домик стоит у нашего единственного в городе озера. Там я и живу с моей старенькой мамочкой".
Она попросила мастера упаковать маску в сундучок, он проделал обратный процесс распаковывания, закрыл сундучок на замок и вручил его вместе с ключом женщине. Она, еще раз поблагодарив мастера, вышла из его лавки.
Утро уже вошло в город, небо было чистое, без единого облачка, на востоке занималась заря, а на западе горела утренняя звезда; в воздухе как-то по- особенному было свежо и пахло цветами из того неувядающего сада.
На четвертый день после визита женщины мастер постучал в дверь ее небольшого домика. Открыла она; он, взглянув на ее "лицо", потерял дар речи: маска точь-в-точь была по форме ее лица и создавалось впечатление, что это и есть ее настоящее лицо.
"Может, вы зайдете?" - спросила женщина, дотронувшись до плеча мастера; он очнулся от ее прикосновения, будто его обожгли раскаленным металлом.
"Что-что? Ах да... Пожалуй... Извините, я и не знал, что вы так прекрасны в этой маске", - сказал мастер.
"Но это всего лишь маска, не более того, - сказала женщина. - Вы зайдете?"
Мастер вошел в ее дом, потом этот день мастер еще долго вспоминал, как самый лучший день в своей жизни. Он стал ходить к ней каждый вечер, носил ей большие букеты самых изысканных роз, которые он покупал у хозяйки великолепного и, пожалуй, единственного неувядающего сада в этом городе, покупал ей всевозможные украшения в лучших ювелирных лавках города. Она всегда принимала его и подарки, которые он ей приносил. Однажды, в один из таких, ничем не отличающихся, вечеров, мастер попросил у нее руки и сердца. Она подарила ему то, что он хотел. После свадьбы они целыми днями проводили вместе, но вот в один солнечный теплый день женщина сняла перед мастером маску, показала ему свое настоящее лицо. Когда он увидел ее без маски, то отвращение вошло в его сердце, ибо лицо ее было до ужаса безобразным и он пожалел, что когда-то хотел увидеть ее лицо.
На следующий день, порвав всякие отношения со своей женой, мастер вернулся в свою лавку, которая была настолько запущена, что крысы были полновластными хозяевами в ней. Вся его работа, да и все его состояние превратилось в прах под зубами этих тварей. И ему не оставалось ничего другого, как навсегда покинуть этот город.
Какая грустная история, - сказала Ночь, - но я поняла, что ты тут имел в виду. Я надеюсь, что завтра ты порадуешь меня еще какой-нибудь новой сказкой.
- Может быть, я не знаю, - ответил я.
- Ладно, я оставляю тебя до следующего раза, пока

* * *

- Ночь, я устал ждать, устал искать ее, а может ее и нет? - сказал я о любви, когда Ночь снова вошла в мою комнату. – Где ее искать, как ее звать? Почему она ко мне не приходит? Что это – любовь? Как она выглядит? Как она приходит? Чем она дышит? Чем она пахнет? Что она говорит? Что она с собой носит? Почему она вообще есть? Почему на любовь нужно время? Почему два любящих сердца находят время друг для друга, а некоторые нет? Говорят, что без любви не было бы всего, что есть. Но разве миром правит любовь? Где она? Почему есть зло? Почему так много неразрешимых вопросов? И где найти ответы на эти вопросы? Я не вижу. Как ответить на вопрос, кто такой человек? Да что там говорить о человеке, как о третьем лице? Кто я? – это вопрос всех вопросов. Почему я есть? Какой смысл моей жизни? А может, и нет никакого смысла, может, - это только фикция? Есть ли Бог? А если Он и есть, если Он добр и всех любит, как говорят христиане, почему же Он молчит, взирая на все страдания мира? Почему Он на небе, но небеса холодны и молчаливы? Странные все-таки эти люди – христиане. Чего они хотят и чего они ждут? Они хотят жить вечно, а зачем? Что они будут там делать, в вечности? Не скучно ли жить вечно в раю? И как можно жить в раю вечно радуясь, когда в аду вечно страдают другие? Почему в христианстве есть понятие ада? Что это за Бог, Который ввергает в ад тех, кто Ему не служит, кто в Него не верит, кто отвергает Его, кто бунтует против Него? Кто Он? Или может быть, церковь придумала для удобства такого Бога и такие понятия? Почему некоторые из христиан идут в монастыри или семинарии, только потому, что им это удобно или у них действительно есть на это призвание? Или, к примеру, говорят, что теология отвечает на все вопросы. Но так ли это? У меня на один ответ теологов возникает десять вопросов. В их ответы надо верить. А для этого нужно быть, или глубоко верующим, или фанатиком. Но я ни тот, ни другой. Церковь призывает всех к святости. Но что есть святость? Если это следование каким-то внешним постулатам, то я желаю оставаться внутренне самим собой, чем выполнять все эти внешние обряды. Но что у меня внутри? Бунт. Против этого мира, где так мало настоящей человечности, любви, сострадания к бедным и немощным; может быть, еще и против Бога. Почему Он все это допускает: несправедливость, ненависть, страдания? Говорят, теологи отвечают на все эти вопросы, но я могу их обвинить в всезнании. А всезнание не является ли всенезнанием? У них нет ответов на эти вопросы, но может, на них я постараюсь найти ответы в моих последующих рассказах… Не знаю. Вот, что я еще написал.
Я передал Ночи свои рукописи. Она как-то бережно приняла это, полистала страницы, словно что-то хотела там отыскать, пристально посмотрев на меня, Ночь начала читать.
- Ветер гнал Тучку.
"Куда ты меня гонишь и зачем, Ветер?" – спросила Тучка.
"Почему ты меня об этом спрашиваешь? - возразил Ветер, - Разве тебе не все равно, куда лететь?"
"Вовсе нет, - ответила Тучка, - Я, может, хочу лететь совершенно в противоположную сторону. Остановись, Ветер, дай мне отдышаться".
"Если я остановлюсь, тем хуже для тебя, ведь ты сразу превратишься в ничто, ты растаешь от жаркого солнца", - сказал Ветер.
"Нет, не растаю: у меня достаточно влаги. Да и потом, мне уже ужасно надоело, что все ветры меня гоняют по всему небу", - взбунтовалась Тучка.
"Такова твоя судьба, - сказал Ветер. - И я тут ничего поделать не могу.
"Можешь, - возразила Тучка, - Оставьте все вы меня в покое.
"В покое? - спросил Ветер. - Но что такое покой, Тучка? Не то же ли это самое, что и смерть? Ведь жизнь - движение.
"Нет, Ветер, - ответила Тучка. - Я, конечно, понимаю, что для тебя жизнь - это движение. Но почему жизнь есть движение? Разве нельзя остановится и спокойно созерцать, например, тот лес внизу, где множество живых существ порхают, бегают, ходят, ползают, спят, поедают друг друга и так далее?.."
"Вот видишь, Тучка, ты сама подтвердила мои слова по мере того, как ты употребляла все эти глаголы по отношению к этим живым существам".
"Но чтобы все это видеть, надо остановиться, иначе много можно упустить деталей. Или ты, Ветер, проносясь с огромной скоростью мимо какого-нибудь предмета, можешь рассмотреть его в мельчайших подробностях; или ты думаешь, что, просвистев сквозь любые щели того же предмета, уже знаешь его в целостности?"
"Почему бы и нет?" - спросил Ветер.
"Но скажи, если ты своим действием гнешь к земле одиноко стоящее дерево, то тем самым ты можешь познать сущность этого дерева?"
"Могу", - ответил Ветер.
"Каким образом, Ветер?"
"Очень просто, Тучка, чем больше я прикладываю усилий, тем раньше я узнаю сущность этого дерева, то есть я узнаю, насколько оно крепко".
"Но сущность дерева не в его крепости"... - пыталась объяснить Тучка.
"Послушай, Тучка, - перебил Ветер, - мне надоела твоя болтовня. Хочешь, чтобы я тебя оставил в покое? Так я оставлю и не вернусь к тебе более".
И Ветер улетел, а Тучка осталась стоять над лесом, который созерцала во всех его мельчайших подробностях, но вскоре Тучке надоело стоять на одном месте, потому что она уже изучила все, что находилось в поле ее зрения, и ей стало ужасно скучно. Тучка ждала Ветра, думала, что он вернется, но он не вернулся. И Тучка заплакала от тоски, пролив свои слезы на лес, который вот уже какой месяц ждал дождя.

* * *

Один человек всю свою жизнь бегал за ящерицей. Он не знал устали в своем поединке с этим существом. И каждый раз, когда человек вот-вот уже ловил ящерицу, казалось, что она уже у него в руках, но в следующий миг, он обнаруживал, что в руке у него всего лишь хвост ящерицы. Человек отшвыривал от себя этот ни к чему не пригодный хвост и продолжал гнаться за ящерицей. Сколько же времени он гонялся еще за этой ящерицей, никто не знал бы, пока не остановил его однажды некий старик, когда он в очередной раз отбросил от себя еще один хвост ящерицы, который попал в лоб этому старику.
- Что ты делаешь? – спросил старец, потирая рукой свой ушибленный лоб. - Зачем ты отбрасываешь от себя эти драгоценные хвосты?
- Драгоценные? – удивился человек. – Они ни к чему не пригодные, старик. Мне некогда с тобой разговаривать, я боюсь, что ящерица убежит слишком далеко и тогда мне будет никогда не догнать ее.
- Подожди, остановись, ящерица никуда не убежит от тебя. Смотри, ты остановился и ящерица остановилась.
- И правда, - удивился человек, - Но я хотел бы поймать ее.
- Зачем тебе она? Что ты будешь с ней делать, когда поймаешь?
- Буду обладать полнотой всего знания, - спокойно сказал человек.
Старик весело рассмеялся.
- И ты думаешь, что будешь счастлив?
- Да, абсолютно.
- Но будет ли тебе от этого легче жить на этом свете?
- Не знаю.
- Тебе было бы куда легче, если бы ты не разбрасывал оставшиеся у тебя хвосты ящерицы, но собирал их
- Но зачем они мне? Что мне делать с этими хвостами?
- Из этих хвостов и складывается твоя жизнь. Только ты этого не замечаешь.
- Но в них нет никакой целостности.
- Целостность должен создать ты, сложив из них картину своего мироздания, то есть свой жизни. Торопись, мой друг, ибо жизнь близится к своему концу слишком быстро, чем мы этого хотим, - сказав последнее слово, старик исчез.
Человек продолжил свой путь в погоне за ящерицей. А что же он делал с хвостами, которые оставались у него в руках? Некоторые он отбрасывал, потому что они казались ему непривлекательными, а некоторые он собирал в свою котомку, вспоминая слова неизвестного старика.

* * *

Одинокие люди дарили друг другу тени вещей.

* * *

В жарком небе светило холодное солнце. В садах без земли цвели цветы без цветков и пели птицы без голосов. В городе без стен жили люди без сердец, которые в ясные ночи спали и не видели снов, а в темные дни бодрствовали и им снились сны. Они не знали, что они хотели, но знали, чего не хотят. Они отвечали на вопросы без вопроса, давали советы тем, кто в них не нуждался, продавали подарки тем, кому они не были нужны и разжигали костры без огня.

* * *

В один солнечный весенний день молодой человек взглянул на себя в зеркало, чтобы убедится все ли у него в порядке: поскольку он собирался пойти на свидание с одной пленяющей его сердце девушкой, которая должна была его ждать у одной из колонн Казанского собора через час. На первый взгляд все было нормально, но в следующую секунду отражение как-то странно изменилось, ожило само по себе, приняло совсем иную позу, чем была у хозяина отражения.
- Ты, кажется, собираешься уходить? – спросило вдруг отражение. – Но постой, не торопись.
- Почему? – машинально спросил молодой человек. - Вот так сюрприз! – удивился он. - Мое отражение живет само по себе и разговаривает со мной. Не сошел ли я с ума, или у меня начались галлюцинации?
- Почему бы и нет, - предположило отражение. – Если ты видишь свое отражение обособленным от тебя. То это значит, что человек сошел с ума или, что я стало независимым от человека. Выбирай одно из двух – третьего не дано.
- Нет, дано! – взбунтовался молодой человек. – Сейчас я протру глаза, и все станет на свои места.
Молодой человек протер кулаками свои глаза и снова посмотрел в зеркало, а там отражение заливалось своим беззвучным смехом.
- Как это тебе нравится, - издевалось отражение. – Ты протираешь глаза, думая, что этим можно что-то изменить? Хе-хе, наивный ты человек.
- Убирайся вон из моего зеркала! – рассердился молодой человек. - А не то я разобью его!
- Уйти я не могу, потому что я - это ты, а ты - это я, а разобьешь зеркало – останешься без него. Вот и все. И никуда тебе от меня не деться.
- Я ухожу на свидание и оставляю тебя.
- Подожди, то есть как это, ты - уходишь?
- Да очень просто, ножками. Сейчас открою дверь и выйду, а тебя не станет.
- Э-э, браток, так дело не пойдет. Ты должен остаться и поговорить со мной, все-таки не каждый день такое бывает, чтоб твое отражение заговаривало со своим обладателем, а твоя несравненная и бесценная красавица подождет-подождет и пойдет домой или подцепит кого-нибудь и пойдет с ним на веселую вечеринку. Да-а, плохо тебе приходится, плохо, - хихикало отражение. – Ты сходишь с ума, да и еще тебя бросает сногсшибательная блондинка. Ужас! Но ничего, ничего, скажи себе: «Все хорошо» и, может быть, так и будет, не знаю, но ты верь.
- Прекрати издеваться надо мной, ты, бесчеловечное чудовище!
- О-о, какие мы обидчивые. А впрочем, ты молодец! Ты, наконец, признался самому себе, что ты «бесчеловечное чудовище». Подожди, какие высокопарные слова – «бесчеловечное чудовище»? Ведь чудовище само по себе бесчеловечно и ничего человеческого у него нет и быть не может.
- Да иди ты.
- Послушай, дорогой мой, ты-то знаешь, кто ты? – не отступалось отражение.
- Конечно, я человек или homo sapiens.
- Кхе-кхе, sapiens. Он sapiens, ой умора, - смеялось отражение. – Вспомни, сколько глупостей ты натворил.
- Но человеку свойственно ошибаться, - обиженно ответил тот.
- Надо же, нашел, что ответить. Ты лучше скажи мне, кто ты? И не надо мне говорить, что ты человек и твое имя, это я и без твоего уведомления знаю.
- Раз ты все это знаешь, зачем меня спрашиваешь и задерживаешь от столь важного свидания?
- Твое свидание не состоится, потому что она не придет, ей упал на голову кирпич.
- Прекрати болтать свою чепуху. Все, хватит, я ухожу.
- Кто же тебя держит? Уходи. Только как твоя блондинка может узнать тебя, если ты не знаешь самого себя?
- Что ты хочешь от меня услышать?
- Я хочу узнать твою сущность. Итак, кто же ты?
- Не знаю, - растерянно ответил молодой человек.
- Вот тебе и раз. Я задаю ему наипростейший вопрос, а он отвечает «не знаю». Это же халтура!
- Но я действительно не знаю, - обречено жалобно пробормотал тот.
- А, pardon, какой же ты тогда, как ты сам себя назвал, homo sapiens?
- А кто же я?
- Вот! Вот! Как я хотело бы, чтоб ты каждое утро перед зеркалом, глядя на меня, задавал себе этот вопрос, - мечтательно произнесло отражение. – А то строит мне всякие гримасы, а я обязано за тобой строить эти дурацкие рожи; или после бритья нальет себе на руки лосьона и давай бить себя по щекам - больно все-таки. Нет, чтоб посидеть у зеркала, поговорить со своим отражением о том, о сем…
- Я что псих, чтобы разговаривать с зеркалом? Если кто застанет меня за этим занятием, тут же упекут в психушку.
- Ну, зачем рисовать все таким мрачным цветом? Не все так плохо, в конце концов. Ты лучше подумай, какие же качества в тебе есть, какие положительные, и над чем ты хотел бы поработать, усовершенствовать? А если ты еще не знаешь самого себя, то пора бы тебе исследовать самого себя. Посмотри внутрь себя. Что ты там увидишь? Кто ты? Действительно ли ты человек и в тебе есть нечто человечное или ты чудовище, в котором нет ни капли жалости к другим людям? Что ты можешь? Делиться с другими людьми тем, чем сам богат или ты привык только брать от жизни все и ничего не давать взамен? Подумай. Кто ты?
И отражение приняло свое соответствующее положение по отношению к своему обладателю.
- А зачем мне это надо? – спросил себя молодой человек, и при этом построил ужасную гримасу своему отражению. Выйдя на лестничную площадку, он захлопнул за собой дверь, и в тот же миг услышал как что-то за дверью со звоном упало и разбилось. То было зеркало.

* * *

Человек во всем черном шел по дороге, которая была сплошь усеяна наполовину прогнившими и уже давно смердящими трупами. Он встретил одиноко сидящего на обочине дряхлого и уродливого старика, который протягивал к нему свои немощные руки и просил о помощи.
- Кто ты, старик, и почему ты сидишь тут, у дороги, со столь ужасным зрелищем? - спросил путник. - И как я могу помочь тебе?
- Эта дорога ведет к Смерти, а эти люди те, кто очень хотел жить, но Смерть настигла их в тот момент, когда они совсем не думали, что могут умереть. Они были молоды, красивы, сильны, отважны, любимы, Но они умерли. Почему? – этот вопрос старик задал, скорее всего, себе, чем этому незнакомцу в черном.
- Но ты, старик, что тут делаешь, на этой дороге к Смерти?
- Ты не поверишь, я давно сознательно иду по этой дороге, в отличие от других, которые шли неосознанно, потому что жажду Смерти больше, чем кто-либо другой.
- Но почему? За что ты так невзлюбил Жизнь?
- Я родился веселым и жизнерадостным ребенком, но в течение времени, люди сделали из меня то, что ты видишь, пожалуй, лишь мать, сестра и близкие друзья понимали и любили меня, но почему-то самые лучшие друзья умирают молодыми, но я в юности жаждал большего. Я хотел, чтобы меня любили самые красивые женщины, хотел иметь все красивое, потому что сам был некрасивым. Но красивые женщины меня не любили, а красивые вещи стояли слишком дорого, чтобы я мог их приобрести. Тогда я стал заниматься философией, но и это меня отчасти утешало, потому что во всякой мудрости много печали. Да и в принципе, никому не нужна эта мудрость. Разочаровавшись в мудрости житейской, я стал гоняться за Смертью. Я жаждал Смерти, потому что опротивела душе моей жизнь моя. И нет ничего нового на этой бренной земле, все одно и тоже: люди рождаются в муках матери, живут в страданиях и страдая умирают. В основном вся человеческая жизнь – страдание. Разве захочет человек жить в страдании? Конечно, нет. Он ищет счастье. Но где он его ищет? В наслаждениях, развлечениях, увлечениях чем-либо, но не находит его. А если и находит, то лишь в мизерном количестве, а это для человека недостаточно, ибо он всегда хочет большего, безграничного. Но где это безграничное? В Смерти. Поэтому и гоняюсь я за ней. Да только, сколько ее ни зову, сколько ни хожу за ней по пятам, она все время обходит меня стороной. Знаешь, странник, я знал много людей, которые хотели умереть, и вовсе не от хорошей жизни, кто-то не видел смысла в том, чтобы жить; кто-то хотел уйти из жизни потому, что никто его не любил и не уважал, потому что для человека всегда важно, чтобы его любили и уважали; кто-то, потеряв своего единственного и любимого человека, не мыслил жизни без него, но все они нашли свой покой не раньше, чем они этого хотели бы. Почему? Я не знаю. Почему Смерть не приходит к призывающим ее? И почему она забирает тех, кто слишком любит жизнь?
- Ты много говоришь о Смерти, - начал человек в черном, когда старик кончил свою речь. – Но знаешь ли ты, как она выглядит?
- Нет, она постоянно меняет свой облик, - спокойно ответил старик. – Но кто ты, странник, и что ты делаешь на этом пути? Что ты забыл на этой ужасной дороге? Но все-таки, не смотря на все страдания, жизнь, может быть, самое лучшее, что есть у человека. И если мне предложили бы прожить самую счастливую жизнь, хотя, что называть счастьем, я не согласился бы.
- Почему, старик?
- Потому что, человек только тогда по настоящему живет, когда он страдает, даже если он этого и не осознает.
- С чего ты взял, старик? Ты же давно хочешь умереть, а тут вдруг стал говорить о жизни.
- Наверно, пока мы живем, не видим как много чудесного вокруг. Я на многое закрывал глаза, сознательно или бессознательно, видя только свои страдания, а на самом деле этот мир полон жизни, радости, удивления. Сколько на свете деревьев, птиц, животных, насекомых, людей, и все они уникальны. Потому что нигде нет больше в мире такого дерева или такой бабочки, что есть тут. Мир весь пылает жизнеутверждением. И кто я такой, чтобы бунтовать против Жизни, бегать за Смертью? Ведь этот бунт не несет с собой, ровным счетом, ничего. Он ничто по сравнению с жизнью. Я был слеп и глух, когда видел только одни страдания. Сейчас я хочу жить, как никогда раньше, даже если я телом и не похож на всех нормальных людей, но лучше быть и оставаться самим собой. Я теперь сожалею, что всю жизнь потратил на игру в крошки-мышки со Смертью.
- Вот и пришел твой черед, старик, - объявил человек в черном.
- Что ты хочешь этим сказать, странник?
- Я забираю тебя из этого мира.
- Но почему? Я не хочу умирать. Я понял, что такое жизнь.
- Поэтому я и забираю тебя.
И Смерть унесла старика в свое царство.

0

2